РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 



 






 

 

 













 


Путешествуя из Москвы в Санкт-Петербург - по железной дороге или по шоссейной трассе, - вы наверняка обратите внимание на не совсем обычное название — Вышний Волочёк. Название это, вполне достойное упоминания на страницах школьных учебников и энциклопедий, сегодня оказалось незаслуженно забыто. Как, впрочем, и названия других провинциальных городов, которые в прошлом сыграли немалую роль в истории России.

Когда-то Вышний Волочёк удивлял приезжих не только сходством с далёкой Венецией и нашей северной столицей, но и своими храмами, монастырями. В конце XIX — начале XX века город украшали шесть церквей, несколько часовен, а в близлежащих окрестностях действовали два монастыря — мужской и женский.

В эпоху средневековья Вышний Волочёк считался ямской слободой и значился одним из крупных погостов Бежецкой пятины (средневековой административной единицы). Как сообщают Писцовые книги 1582 года, в селении к тому времени уже были две небольшие деревянные церкви. Престол одной из них был освящён в честь святителя Николая, другая посвящена св. Димитрию Солунскому. Эти храмы, к сожалению, не миновала участь многих деревянных построек — их уничтожили городские пожары. Взамен выстроили одну, также деревянную, трёхпрестольную церковь Казанской Пресвятой Богородицы, но в 1742 году огонь не пощадил и её. Находившаяся в храме особо чтимая икона — список с чудотворной Казанской иконы — бесследно исчезла. Её долго искали, и, наконец, она явилась сама, в двух верстах от города, на берёзовом срубе у трёх ключей. (Это не единственный случай, когда исчезнувшие иконы с ликом Богородицы являлись на срубах, причём находили их на пнях деревьев с названиями только женского рода. Чаще всего — на берёзе. На этот факт обратили внимание многие исследователи).

К этому времени в Вышнем Волочке уже начал возводиться Казанский собор, в комплекс которого первоначально вошли две церкви — летняя и зимняя. Освящение первой ( разрушена в 30-е годы XX века ) состоялось 28 июля 1771 года. Средний, главный престол посвящался Казанской иконе Божией Матери, правый — св. Николаю, левый — Димитрию Мироточивому. Позднее именно в этом храме новгородским губернатором Я. Е. Сиверсом (его имя сегодня носит одна из наших улиц) был зачитан указ Екатерины II об учреждении Вышнего Волочка городом.

Найденную близ города святыню с ликом Богородицы торжественно перенесли в новопостроенную церковь. Но, как гласит предание, на следующее утро в храме её не оказалось. Попытались перенести ещё раз - но икона вновь и вновь исчезала, и её находили там, где она впервые явилась после пожара. По всеобщему решению, на сем месте для святыни была возведена сначала деревянная, а позднее заменённая на каменную часовня-ротонда, в 1880 году обращённая в храм. Эта церковь, подучившая название по имени хранившейся здесь святыни, также была отнесена к Казанскому собору (до настоящего времени не сохранилась).

Согласно документам, хранящимся в Тверском областном архиве, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове, образованном рекой Цной и её рукавом, стояла ветхая деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила (Первое изображение встречается на плане 1748 года). В феврале 1775 было подано прошение о разборе этой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор. Но новый придел оказался мал для большого количества прихожан и была утверждена смета для строительства нового храма.

15 июня 1810 года Тверской Генерал-губернатор, главный директор водяных коммуникаций, принц Георг Гольштейн Ольденбургский и его жена Великая княгиня Екатерина Павловна — сестра Александра I — «…изволили шествовать на отведённое под строительство храма место с крестным ходом и … положить в основание два камня». Храм был возведён в стиле ампир, освящён в 1814 году и также вошёл в комплекс Казанского собора.

 

Сегодня в Вышнем Волочке сохранилась лишь одна церковная постройка XVIII века — Преображенский кладбищенский храм. Освящён он был к 1783 году (в разных источниках даты расходятся). Престол верхнего этажа посвящался Преображению Господню, нижний — пророку Илие. Храм не действует, восстановительные работы пока не планируются.

Век XIX был щедрым на постройку храмов. В 1813 году состоялось освящение Петропавловской церкви, по своим размерам превосходившей в Вышнем Волочке все остальные. Располагалась она на Садовой площади, на территории современного городского сада. Главный престол был освящён в память святых Петра и Павла, правый посвящён святой великомученице Екатерине, левый — пророку Варлааму Хутынскому. В 30-годы храм был взорван, на его местонахождение сегодня указывает сохранившееся земляное возвышение.

У стен пустыни начинался путь Древнего Волока. Гружёные барки плыли по Волге до Твери, затем — вверх по Тверце до Николо-Столпенской пустыни. Здесь товары перекладывали на телеги, а сами барки тянули волоком до реки Цны.

Во второй половине XIX века территорию монастыря обнесли каменной оградой с четырьмя башнями, остатки которой сохранились и сегодня. Были построены каменные келейные и настоятельский корпуса, многочисленные хозяйственные постройки, храм Покрова, церковь Николы Чудотворца с надвратной колокольней — её, как свидетеля времён расцвета обители, можно увидеть и сегодня.

Время и люди не пощадили старинную пустынь. О ней напоминают лишь остатки стен на берегу Тверцы и монастырская Никольская часовня, сохранившаяся в Вышнем Волочке. В 1896 году, в память кончины императора Александра II , эта часовня была обращена в Александро-Невскую церковь. В настоящее время восстановленный храм принадлежит Богоявленскому собору.

Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на вышневолоцкой земле.

Согласно историческим документам, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове (старое название), стояла деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила — её первое изображение можно увидеть на сохранившемся плане середины XVIII века. В феврале 1775 года было подано прошение о разборе ветхой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор, возведённый к 1771 году в центре Вышнего Волочка и ставший главным собором города.

Прошение было удовлетворено, но вскоре оказалось, что придел мал для прихожан и была подана просьба о построении близ Казанского храма тёплого каменного Богоявленского храма. В 1809 году в духовную Консисторию были предложены «план с фасадом» и смета, и уже в следующем году состоялась закладка церкви.

В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время, как многие храмы Вышнего Волочка беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и долгое время здание использовалось под склад.

Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, присущие русско-византийскому стилю, храм Богоявления приобрёл лишь к 1866 году, когда был почти заново перестроен на церковные суммы и средства прихожан. Средний престол знаменовал Богоявление Господне, правый посвящён Архангелу Михаилу, левый — Сретению Господню. Сейчас Богоявленский храм — единственная церковь, сохранившаяся от комплекса Казанского собора. Он имеет статус кафедрального и является одной из главных достопримечательностей города.

Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, его духовным оплотом и одной из главных достопримечательностей старинного города на древнем волоке. Здесь находится одна из главных, особо почитаемых местных святынь — список чудотворной иконы Казанской Божией Матери, покровительствующей Вышнему Волочку. Уникально и изображение святителя Николая чудотворца (Можайского), архиепископа Мир Ликийских, выполненное в виде деревянной скульптуры (кон. XVI века). В числе наиболее почитаемых Богородичных икон — Иверская, Выдропужская и именуемые «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Всех скорбящих Радость».

Часто можно увидеть верующих у икон святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, св. вмч Пантелеймона, святых Царственных Мучеников, новомучеников Тверских, священномученика Владимира Мощанского (рядом с иконой которого, установленной на солее у правого придела, лежат его наперсный крест и служебник, переданные в дар собору внучкой святого В. А. Мощанской).

В соборе сохранилась прекрасная настенная живопись академического письма XIX века, которая к настоящему времени большей частью обновлена тверскими иконописцами-реставраторами.

Сегодня в храме ежедневно проходят уставные богослужения, совершаются требы: молебны, крещения, венчания, панихиды. Все службы сопровождаются пением певчих церковного хора — одного из лучших в Тверской епархии. При соборе существует также и детский церковный хор  (автор текста ОЛЬГА КОПЬЕВА)


 

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

 

 

 

 

 

 

 

LLC Site Plus