РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 



 






 

 

 













 


20102011201220132014201520162017
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь

13 ноября ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Далекая родина нашего земляка

 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Далекая родина нашего земляка

Две встречи, состоявшиеся в октябре – в центральной городской библиотеке и краеведческом музее, – были объединены не только общей темой, но и настроением. Вышневолоцкий краевед и писатель Евгений Ступкин рассказывал на этих встречах о своей недавней поездке в Бурятию, на родину Михаила Ивановича Сердюкова. Где-то там, в окрестностях реки Селенги, жил до 13 лет маленький Бароно, которому впоследствии суждено было вписать славные страницы в историю города на Древнем Волоке.

И для Вышневолоцкой водной системы, и для ее создателя нынешний год – юбилейный. И также в юбилейном, 2003 году были предприняты первые попытки наладить связь между нашим городом и Республикой Бурятия, объединив две разные истории, две родины одного человека – сына монгольского кочевника и гениального гидротехника-самоучки. Тогда вышневолоцким краеведам ответил корреспондент одной из бурятских газет. Но только в прошлом году возник контакт между двумя народами, причем сразу на правительственном уровне. Вышний Волочек проездом из Санкт-Петербурга в Москву посетил глава Полномочного представительства Республики Бурятия при Президенте РФ Анатолий Лехатинов. Через месяц в нашем городе работала съемочная группа бурятского телевидения. А в мае этого года в Москве состоялся «круглый стол», на котором с докладом выступал Евгений Ступкин. Тогда же он получил приглашение посетить места, где прошло детство Бароно Имегенова, и познакомиться с традициями и обычаями его родного народа. Кроме того, хотелось выяснить, известно ли что-нибудь в Бурятии о человеке, прославившемся вдали от своей родины и под новым именем.

Такова предыстория этой поездки. Курировал ее Анатолий Лехатинов, он же сопровождал гостя вместе с журналистом Николаем Бадмаринчиновым. Десять дней в Бурятии для Евгения Ивановича оказались чрезвычайно интересными, полными событий, наблюдений и впечатлений, которыми краевед поспешил поделиться со всеми, кто хочет больше узнать о жизни Михаила Сердюкова. Рассказ иллюстрировался фото и видеоматериалами, запечатлевшими природу Бурятии, ее города и ландшафты, буддистские храмы и шаманские обряды, которые соблюдаются до сих пор.

Для Евгения Ивановича это было особенно удивительно. При том, что официальной религией Бурятии является буддизм, пришел он в эти места довольно поздно, в середине XVIII века, и в значительной степени оказался смешан с языческими верованиями народов, населяющих земли от Байкала до северных границ Монголии. И даже сейчас, останавливаясь на перевале, первые лица республики всерьез исполняют элементы древнего ритуала, призванного задобрить духов гор и помочь благополучно преодолеть оставшийся отрезок пути.

Программа поездки включала в себя немало встреч, бесед, выступлений. В день прилета Евгений Ступкин посетил национальный музей Бурятии, затем делегация выехала в Кяхту – город, на протяжении длительного времени бывший «столицей» чайного пути, через который проходили все караваны с любимым напитком европейцев. В годы расцвета Кяхты количество миллионеров здесь составляло два десятка, тогда как в Москве в этот же период времени их было всего восемь. Первой остановкой стал перевал Алтын (Золотой), затем гора Убиенная, получившая свое название в память о большом сражении между казаками и воинами-кочевниками. Удачно заняв оборону и применив правильную тактику, тогда казаки перебили очень много монголов, имевших в начале битвы неоспоримое численное преимущество. Теперь этот перевал, самый крупный на пути между Улан-Удэ и Кяхтой, считается священным местом. Деревья поблизости увешаны разноцветными тряпочками, которые повязывают здесь люди для привлечения удачи в делах, здоровья и благополучия.

Конечно, всегда интересно узнать, насколько жизнь в далеких краях похожа или не похожа на нашу. Евгений Иванович отметил объединяющие оба региона проблемы – сокращение населения небольших городов, кризис сельскохозяйственного производства, кстати, для бурят традиционного. Порадовали нашего краеведа безупречные по качеству дороги и тот факт, что даже крупные чиновники неукоснительно соблюдают правила движения. В Кяхтинском музее, как, впрочем, и на протяжении всей поездки, Евгений Ступкин интересовался более всего монгольскими луками, ведь отец Бароно занимался именно изготовлением этого оружия. И – возвращаясь к вопросу о сходстве – торговые ряды в Кяхте поразительно напоминают вышневолоцкие.

Затем был заезд в Селенгинск – город, где находился в плену Бароно Имегенов. Здесь, в этой местности, у подножия одного из холмов на берегу реки Селенги, он появился на свет – у какого именно холма, теперь уже, наверное, не узнать. Большое впечатление произвел на Евгения Ивановича дацан в Гусиноозерске – огромный буддийский храм, который в 1938 году был закрыт, а в его помещении размещена тюрьма. Ныне дацан восстановлен, отреставрирован, и в нем постоянно находятся несколько монахов, непрерывно читающих молитвы…

Но главное, ради чего ехал в Бурятию вышневолоцкий краевед, – общение с людьми, знакомство жителей республики с судьбой их земляка, представителя бурятского народа. Надо сказать, что о Михаиле Сердюкове на его исторической родине почти ничего не известно. Только в последние годы здесь изданы две брошюры, рассказывающие о жизни знаменитого инженера-гидротехника. И о том, как заполнить этот информационный вакуум, сейчас заботится Евгений Ступкин. По итогам поездки он планирует написать книгу, а новые сведения и впечатления, полученные в Бурятии, позволят добавить еще несколько штрихов к портрету Сердюкова.

Людмила ВЛАСОВА

Фото автора


Вернуться к списку новостей

 

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

 

 

 

 

 

 

 

LLC Site Plus